Поисковые формы
 
Поиск в интернете — то же самое, что оглавление в энциклопедии. Не будет оглавления, придётся перелистать всю книгу, чтобы добраться до искомого. Поиск особенно необходим для сайтов, несущих огромные объёмы информации: городских, новостных порталов, корпоративных сайтов компаний, интернет-справочников, баз данных и пр. Но речь пойдёт о поисковых формах.

Поисковую форму надо рассматривать с двух позиций — с функциональной стороны и со стороны оформления.

Функциональная сторона. О том, как надо искать.

Искать надо точно, надо уметь «понимать» запрос пользователя. Более того, найденное желательно преподнести в надлежащем виде. Вот, например, на не безызвестном портале софта download.ru, чтобы в результатах поиска дойти до нужного, но уже как бы найденного файла, надо потратить значительное время. Сканируя своим взглядом одну за другой страницы. Но это задача не дизайнера, а программиста. Задача же дизайнера в том, чтобы сделать результаты поиска лёгкими для восприятия и максимально полезными для дальнейшего использования.

Эстетическая сторона. О том, кто должен искать.

Предполагается, всё, что создаётся в интернете, в том числе различными программами, роботами и роботами-программами предназначено для человека. Бывает, в сети встречаешься с такими вещами, что возникает обратное впечатление.

Пример

Поисковая система RAGY: «удобный поиск, 4 поисковых системы в одной, 4 поисковика на одной странице».


Чем не целесообразна такая поисковая форма? Функции одной поисковой системы дублируются четырежды. Зачем искать в четырёх поисковых системах одновременно, если можно поискать в одной, наиболее мощной? Можно было бы сделать эту систему более полезной, дав возможность поиска отраслевой информации, которую наиболее эффективно позволяет искать только отдельно взятый поисковик. Например, Яндекс ищет по новостям и рунету, Апорт — mp3, Google — по интернету, Rambler — Top100. Кроме того, допускается, что интересы посетителя шире интересов того, кто делал эту систему. Поэтому кроме представленных рубрик посетитель, возможно, пожелает поискать по энциклопедиям, интернет-блогам или по товарам. Не надо пытаться интересы пользователя сузить — не получится. А вот потерять за счёт этого недостатка часть аудитории — легко.

Пример

Форма поиска Справочной службы Сибирского региона.


Уменьшаем размер и вес в 2 раза:



Эта поисковая форма в отличие от предыдущей исключает возможность одновременного поиска по нескольким категориям. Но ищущий от этого ничего не теряет, т.к. представленные категории не пересекаются. Т.е. человек, который ищет в базе справочника предприятия, занимающиеся пищевой промышленностью не нуждается в одновременном срочном поиске софта. Наименования категорий ftp и Google заменены наименованиями файлы и интернет соответственно. Возможно, сайт посетит тот, кто с интернетом пока на «Вы».

Нет ни формулы, ни рецепта, описывающего как сделать хорошую архитектуру. Каждый сайт, со своим содержанием, тематикой, объёмом информации, предназначением — решение логической задачи.

Дизайнер — это универсал, он совмещает в себе возможность одновременно мыслить как творчески, так и логически. Чтобы делать удобные сайты, надо уделять внимание каждой мелочи. Не торопится. Ставить себя на место пользователя. Размышлять, почему лучше сделать именно так, а не иначе.

Вообще, чтобы сделать архитектуру сайта, облегчающую жизнь пользователя — нужно время.
 
Автор: Илья Бобяков
 
Оригинал статьи: http://woweb.ru/publ/26-1-0-692