Чайнику: сканирование и коррекция изображений. Часть вторая
 

В первой части этой статьи мы немного поговорили про сканеры и сканирование (КГ №18, 15 мая 2001 г.). Но как раз-таки это и не является основной проблемой большинства пользователей. Получить картинку сможет практически каждый. А вот сделать эту картинку приемлемой к использованию, к примеру, при качественной печати — почти никто.

После сканирования мы, как правило, сталкиваемся с тремя основными задачами, решение которых строго обязательно. Это:
Цветокоррекция. Практически ни одна модель сканера, даже за 50 000 долларов, не даст вам стабильно хороший цвет. Слава богу, цветокоррекция в современных программах не сложна и освоить ее может каждый за несколько часов (разумеется, на любительско-полупрофессиональном уровне).
Ретуширование. Так как сканируем мы с реальных объектов, то не стоит удивляться необходимости последующего удаления царапин, пыли и тому подобного — эти картинки подвержены всем видам деформации.
Формокоррекция. Наш собственный термин, означающий необходимость выправлять геометрические контуры изображения. Возникает в основном из-за того, что практически невозможно абсолютно ровно положить фотографию на сканер.
Именно исходя из этих трех задач и будет построена данная статья.

Цветокоррекция


Самая важная и сложная задача для пользователя после сканирования. И проблема совсем не в том, что цветокоррекция сложна по технике исполнения. Дело совсем в другом. Очень трудно, глядя на изображение после сканирования, определить, что именно в нем плохо, что именно нуждается в изменении.
Некоторые подходят к решению попроще и приводят сканированное изображение в полное соответствие с оригиналом. Это также очень плохо — кто сказал, что, например, ваша фотография имеет достаточно хорошие цвета? Даже профессиональные фотографы тратят огромное количество времени в процессе исправления цветов своих работ, что же говорить, к примеру, о фотографиях, полученных при помощи "мыльницы".
Кроме того, для нормального определения цвета у вас должен быть откалиброванный монитор. Калибровка это сама по себе сложная и тонкая задача, достойная отдельной статьи.

Также применяется следующий вариант настройки сканера. В цивилизованных странах и в Сети можно купить небольшие брошюрки, которые разбиты на цветные квадраты. И под каждым квадратом подписан RGB или CMYK код данного цвета. Вы сканируете этот лист и в PhotoShop при помощи палитры Info проверяете качество сканирования. Если результаты расходятся, то проводится коррекция входных параметров в программе-оболочке сканирования.
Но, повторимся, это сделать желательно, однако не обязательно. Можно корректировать каждую отдельную фотографию вручную. Но монитор все же должен быть откалиброван.
Итак, перейдем от лирического вступления непосредственно к описанию основных приемов цветокоррекции в PhotoShop.
Практически весь инструментарий, применяемый при цветокоррекции, находится по пути Image->Adjust (Изображение->Настройка). Опишем кратко все.

Levels (Уровни).
Неплохой инструмент для тонкой настройки цвета. Но сразу же советуем забыть его и не вспоминать. Причина проста. Он не является уникальным по возможностям, а всего лишь копирует возможности Curves (Кривые), при этом сильно их ухудшая (правда, это мысль очень авторско-субъективна). Все, что вы можете сделать с помощью Levels, вы сделаете Кривыми, но гораздо качественнее. А зачем овладевать двумя инструментами, если достаточно одного?

Auto Levels (Авто уровни).
Автоматически настраивает изображение. Во многих книгах вы можете прочитать, что это ерунда и никакого выигрыша ни в чем дать не может. Это спорно. Авторы, к примеру, сперва всегда запускают этот инструмент. И довольно часто он предлагает очень качественные цветовые решения, прийти к которым самостоятельно не так просто. Но в большинстве случаев, конечно, автоматика предлагает не лучший вариант. Тогда приходится нажимать Ctrl+Z (Отмена).

Auto Contrast (Авто контраст).
А вот этим лучше не пользоваться вообще — никакого нормального контраста вы не получите (за очень редким исключением).

Curves (Кривые).
Самый лучший инструмент для цветокоррекции из всех когда-либо созданных. До невероятности продуманный и между тем очень простой механизм делает Кривые единственным незаменимым инструментом этой группы. Почти вся профессиональная работа по коррекции делается при помощи Curves, за очень редким исключением (иногда, например, куда удобнее использовать Selective color (Выбранный цвет)).

Color Balance (Цветовой баланс).
Инструмент, позволяющий изменять соотношение между основными цветами. Функционально он является калькой с Кривых, однако молодым пользователям куда легче осваивать его, чем решать аналогичные задачи при помощи Curves.

Brightness/Contrast (Яркость/Контраст).
Как и предыдущий, повторяет возможности кривых. Используется в основном из-за простоты.

Hue/Saturation (Цвет/Насыщение).
Инструмент похож на предыдущий. Позволят настраивать цвет, насыщение, освещенность. Лучше то же самое делать Кривыми.

Desaturate (Обесцветить).
"Убирает" из картинки информацию о цвете. Взято в кавычки, потому что эта фраза подойдет только для перевода изображения в Grayscale формат, а в данном случае ничего подобного не делается. Файл только внешне становится черно-белым, его цветовой режим при этом не меняется.

Replace Color (Заменить цвет).
Крайне полезный по жизни инструмент. Позволяет заменять один или несколько цветов на другие.

Selective Color (Выбранный цвет).
Достаточно удобный и тонкий инструмент настройки цветовой составляющей изображения при помощи бегунков. Во многом он даже удобнее Кривых, однако все его возможности лишь повторяют аналогичные в Кривых.

Variations (Варианты).
Немного любительский по форме инструмент, однако не стоит его недооценивать. Он позволяет настроить цвет, видя предварительно, что даст то или иное изменение. А так как пользователь зачастую конкретно не знает, что именно ему нужно, то это неплохая подмога.
Итак, уже понятно, что лучше всего настраивать изображение при помощи Кривых. Именно поэтому подробно опишем только его.
Кривые (curves) предназначены для работы с яркостью. При необходимости заменить на всем изображении одно значение яркости на другое, не влияя при этом на остальные, вам никак не обойтись без кривых. Изменять яркость изображения можно как в целом, так и для отдельных цветовых составляющих.

Чтобы открыть этот инструмент, выполните команду Image->Adjust->Curves (Изображение->Настройки->Кривые) или нажмите сочетание клавиш Ctrl+М. После этого перед вами появится диалоговое окно Curves (Кривые). Сейчас мы предлагаем вам ознакомиться с основными настройками, расположенными в этом окне.

— Channel (Канал).
Выбор канала, с которым вы будете работать. Изображение может быть отредактировано как целиком, так и по отдельным каналам. Причем кривые для разных цветовых составляющих могут сильно различаться. Гораздо чаще приходится корректировать одновременно и кривые каналов, и общую кривую изображения.
СОВЕТ
Если вы редактируете старую либо не совсем удачную фотографию и вам необходимо изменить яркость только одного цвета, то просто выберите канал, на котором располагается его большая составляющая, и измените настройки при помощи кривых только в нем.

— Brightness graph (Поле кривых).
В этом поле изображается сама кривая, которая обуславливает конечный результат вашей работы. Линия, которую вы видите на этом поле, является графиком зависимости выходной яркости от входной, причем этот график вы можете изменять так, как вам заблагорассудится. На горизонтальной шкале, расположенной под полем кривых, есть входящие яркости. На вертикальной — выходящие. Для удобства пользователей все поле разбито на 4 квадранта. Если вам необходимо построить более точную кривую, то вы можете увеличить число квадрантов с 4 до 10. Для этого нужно щелкнуть мышью внутри поля кривых при нажатой клавише Alt.

— Brightness bar (Шкала яркости).
По умолчанию (если вы работаете с RGB-изображением) темный конец данной шкалы расположен слева и цвета измеряются значением яркости, и именно по этому значению и производится воздействие на них при использовании кривых. Если вы щелкнете мышью по горизонтальной шкале, то темная и светлая часть поменяются местами. В таком виде перед вами появится данная настройка, если вы работаете в черно-белом режиме либо режиме CMYK. Тогда цвета будут измеряться так, как принято в типографской печати, от 0 до 100%.

— Curve tools (Инструменты кривой).
Данные инструменты применяются для создания кривой. Всего существует 2 инструмента: Карандаш и Гладкая кривая. Инструмент Гладкая кривая активен по умолчанию. С его помощью вы можете добавлять новые точки на вашу кривую, передвигать которые можно мышью. Если вам необходимо удалить точку, то щелкните по ней мышью при нажатой клавише Ctrl. Второй инструмент — Карандаш. Он работает так же, как и инструмент рисования с аналогичным названием, расположенный в основной палитре: вы можете рисовать кривые по любому пути.

— Input/Output (Входные/Выходные значения).
Здесь отображаются значения яркости или интенсивности (в зависимости от установки шкалы яркости, см. пункт "Шкала яркости"), соответствующие текущему положению курсора.

— Load/Save (Загрузить/Сохранить).
Вы можете сохранить любую из созданных вами кривых или загрузить готовую из файла с расширением .amp.

— Smooth (Сглаживание).
Щелкните по этой кнопке после применения инструмента Карандаш — и ваша кривая станет плавной, после чего будет можно редактировать ее по точкам при помощи инструмента Гладкая кривая.

— Auto (Авто). Благодаря этому параметру программа автоматически отображает самые темные пиксели на изображении в черные, а самые светлые — в белые.

— Eyedroppers (Пипетки). Позволяет выбирать на изображении пиксели, значения яркости которых принимаются за крайние точки шкалы.

Когда вы открываете диалоговое окно Curves (Кривые), то перед вами появляется прямая линия, в которой все входные значения равны выходным. Если вы впервые столкнулись с кривыми, то попробуйте изменить настройки при помощи инструмента Гладкая кривая, после этого вам станет понятно, как создавать более сложные зависимости и по какому принципу они будут работать.
Изогните кривую вверх — и все изображение осветлится, вниз — и оно станет темнее.
Если у вас возникла потребность изменить яркость пикселей неодинаково, то вам необходимо построить кривую с несколькими перегибами. Наиболее простой пример — это увеличение и уменьшение контрастности. Если точки перегиба будут расположены близко друг к другу, а отрезок между ними образует горизонталь, то контрастность уменьшится. Это следует из того, что яркость пикселей на данном отрезке после преобразования станет примерно одинаковой. Если же линия будет близка к вертикали, то контрастность, наоборот, сильно увеличится из-за того, что близкие по яркости пиксели приобретут большой разрыв яркости.
И, наконец, несколько слов о кривых произвольной формы. Самый простой способ задать такую линию — воспользоваться Карандашом. Сразу после его применения у вас получится довольно грубый эффект. Существует несколько способов смягчить его.
Воспользоваться кнопкой Smooth (Сглаживание). После того как вы щелкнете по ней мышью, все разрозненные кусочки вашей кривой соберутся в единое целое. Данной командой можно пользоваться неоднократно, до тех пор, пока вы не добьетесь желаемого результата.

ВНИМАНИЕ
Не переусердствуйте со сглаживанием кривой, так как многократное его применение приведет к тому, что ваша кривая, в конце концов, приобретет свою первоначальную форму, то есть ту, которая была установлена по умолчанию.
Сразу после применения Карандаша воспользуйтесь вторым основным инструментом создания кривой, а именно Гладкая кривая. В итоге ваша кривая представится в виде линии, на месте точек перегиба которой будут стоять маркеры, которые можно передвигать, увеличивая либо ослабляя тем самым эффект сглаживания.
Таким образом, кривые — инструмент просто уникальный по своим цветокорректирующим возможностям, и владение им значительно расширяет возможности пользователя. На иллюстрации вы можете увидеть, как улучшился вид неудачно отсканированной фотографии после обработки Кривыми (надеемся, что в газетной печати это будет видно).

Ретуширование


Еще одна задача, с которой приходится сталкиваться всем, кто имеет отношение к сканированию. Под ретушированием понимается исправление отснятых физических недостатков, которые были на сканируемом материале.
Чтобы внести некоторую ясность в ретуширование, систематизируем проблемы:
Крупные дефекты: оторванные края у фотографий, следы помятостей, царапины, стертости.
Мелкие дефекты: следы въевшейся пыли, небольшие царапины.
Начнем описание решения с последнего.
Почти на каждой старой фотографии можно найти немало следов времени. В основном это мелкие царапины и своеобразный шум, появившейся в результате въедания пыли в поверхности.
PhotoShop 6.0 предлагает для этого использовать фильтр Dust& Scratches: Filter->Noise->Dust&Scrat-ches (Фильтр->Шум->Пыль и Царапины). По сути, это просто размывающий фильтр, мало чем отличающийся от Gaussian Blur (Размытие по гауссу). Мелкие дефекты исчезают благодаря сглаживанию разницы между смежными пикселями, своеобразному размытию.
Однако стоит ли использовать этот фильтр? В большинстве случаев несомненно стоит. Он позволяет просто и качественно исправить недостаток изображения. Но при этом уменьшается контрастность, особенно это заметно на мелких деталях. Что делать?
Прежде всего, лучше эту операцию производить с разрешением минимум 300 PPI (Pixel Per Inch). Почему? Все очень просто. Минимальное значение сглаживания составляет 1 Pixel. Если у вас низкое разрешение, то можно очень сильно испортить картинку — мелкие детали полностью исчезнут.
Во-вторых, применяйте фильтр Dust&Scratches в максимально маленькой степени. То есть, Radius берите таким, чтобы большая часть дефектов исчезла, а контрастность не слишком уменьшилась. Не стоит добиваться полного исчезновения царапин — это вряд ли получится, некоторые нужно будет отнести к крупным и удалять вручную. После применения Dust&Scratches можно несколько восстановить контрастность фильтром Sharpen More: Filter->Sharpen->Sharpen More. Однако, бывают случаи, когда применение этого фильтра, наоборот, испортит изображение, так что используйте его осторожно.

Несколько более сложно обстоят дела с крупными повреждениями. Их природа может быть самой разной, и поэтому самой разной может быть и техника "лечения". Но в основном можно выделить два приема.
Как правило, практически невозможно найти абсолютно уникальное место на фотографии. Любой фрагмент можно восстановить, скопировав что-то подобное. К таким местам можно отнести снег, траву, небо, кожу и многое другое. Легче назвать то, что невозможно скопировать. Почти всегда это глаза — их редко можно передать копированием, нужно дорисовывать.
В качестве инструмента копирования используется, как можно догадаться, Clone Stamp. Никаких конкретных рекомендаций в общем нельзя определить, так как каждый отдельный случай сильно разнится от другого. Вы со временем сами научитесь определять, какую область можно использовать в качестве источника для копирования, а какую нет. Это совсем не сложно.
Зачастую лучше использовать не Clone Stamp (Штамп), а Pattern Stamp. К таким случаям можно отнести работу с текстурными, ярко выраженными поверхностями. Это снег, песок, иногда кожа, облака, лед и тому подобное. Вы должны найти достаточно большую область хорошего качества и определить ее как пример текстуры Edit->Define Pattern (Правка->Определить образец).

Разумеется, и этой возможностью необходимо пользоваться с умом. К примеру, кожа очень редко имеет одинаковую освещенность на большой площади, поэтому использование Pattern Stamp сильно затруднено.
Также иногда можно просто дорисовывать фрагменты при помощи кисти (Art Brush). Это самый простой способ, но, увы, он встречается не так часто.
Постарайтесь определиться, что именно необходимо вашему изображению. Иногда никакая ретушь не нужна — достаточно цветокоррекции. Но, как правило, применяется и то и другое. Начинать, конечно, стоит с ретуши, а цветокоррекцией только, что говорится, наводить лоск.
На второй иллюстрации к статье показан результат ретуши ну очень старой фотографии из семейного альбома.

Формокоррекция
Отсканировать прямоугольную фотографию абсолютно ровно проблематично — мало кто может так удачно положить ее на сканер. Поэтому возникает необходимость выровнять ее.
Всегда старайтесь сканировать несколько больше площади, чем занимает необходимый объект. Причина вот в чем.
После сканирования сразу возьмите инструмент "Crop". Захватите рамкой отсканированное изображение. Если оно вошло хорошо, ничего не обрезается и не захватывается ничего лишнего, то можно сразу обрезать и не делать лишней работы.
А вот если угол линии контура изображения явно не равен прямому, то придется это исправлять. В шестом PhotoShop это совсем не сложно.
Возьмите инструмент Measure Tool (Линейка) и примените его к одной из боковых сторон. В панели состояния инструмента высветится вся необходимая информация, в том числе и угол наклона линии. Запомните это значение.

Возьмите инструмент Polygonal Lasso и при помощи четырех прямых линий выделите изображение. Затем нажмите горячее сочетание клавиш Ctrl+T (Free Transform). Обратите внимание на панель состояния. В ней отобразится ряд возможных к изменению параметров. Среди них будет и угол. Введите значение, которое запомнили. При введении цифры с "-" поворот осуществляется против часовой стрелки.
Вот и все, быстро и просто.
В заключение хотелось бы сказать, что описанное — это очень поверхностная информация. Одна цветокоррекция стоит целой серии статей. Однако для непрофессиональной работы описанного, надеемся, хватит.

 
Автор: Галина Корабельникова, Юрий Гурский
 
Оригинал статьи: http://woweb.ru/publ/23-1-0-143